На заседании Правительства был поднята проблема о возвращении к ЕСН (единому социальному налогу). Основное его предназначение – это мобилизация финансовых средств для того, чтобы могло реализоваться право любо гражданина на пенсионное, социальное и медицинское обеспечение. Контроль по его уплате с текущего, 2013 года, возлагается на Федеральную налоговую службу. Плательщиками считаются ИП и организации, которые совершают выплату заработной платы по трудовым договорам. Если фирма не оказывает соответствующие выплаты, тои не является плательщиком ЕСН. Таким образом, нововведение коснется тех работодателей, которые производят выплаты по договору, а также производят вознаграждения лиц по гражданско-правовым договорам, где предметом сделки указано выполнение различного рода работ, предоставления услуг, а также по официальным актам авторского характера.
Одной из причин, почему произошло возвращение к ЕСН, является то, что страховые взносы, а так же изменение их шкалы в регрессивную сторону, увеличение обязательных взносов до 34 процентов, не смогли оказать сбалансированное влияние на пенсионную систему. Более того, они привели к увеличению нагрузки и еще больше усложнили администрирование. Соответственно ЕСН должно положительным образом сказаться не только на предпринимательскую деятельность в целом, но и на его отношениях с государством. Это связанно с «раздутым» аппаратом людей, которые несут государственную службу. Переход на новый уровень позволит предпринимателям, которые ушли в тень из-за поднятия ставки налогов, заниматься легальным бизнесом.
Если в прошлом ЕСН составлял 26%, то ставки ЕСН выросли до 34%, относительно льготной категории с 20% до 26% соответственно. Увеличение налоговой нагрузки взаимосвязано с тем, что население России в целом стареет. Это привело к уменьшению трудоспособных лиц. Вместе с тем оплата пенсий должна продолжаться независимо от экономической ситуации.
Работающее население тоже не часто задается вопросом, сколько государство требует за него оплаты. Работодатель помимо зарплаты, которая выдается на руки сотруднику, оплачивает подоходный налог и страхов взносы. Индивидуальные предприниматели, а также самозанятые лица, платят на порядок меньше, поскольку для этой категории установлены другие, фиксированные, размеры взносов в страховые организации.
Соответственно, в текущем году размер взносов составит 30%. К этой сумме прибавляется 10 процентов для лиц, у которых доход выше суммы 512000 в год. В 2014 году эта ставка будет действовать для лиц, с ежегодной суммой дохода больше 641000 рублей
Ставка взносов в страховые фонды резко увеличилась с 26% до 30%. Это поспособствовало тому, что в тень ушла достаточно большое количество субъектов малого бизнеса, практически 90%, соответственно собираемость налогов снова упала.
Пояснительная записка, которая относится к составленному бюджету, указывает на то, что повышение ставок в совокупности может повыситься с 30% до 34%, а льготные ставки будут увеличены с 20% до 26%. Также стоит вопрос о повышении ставок в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности практически вдвое. Однако льготная ставка остается неизменной для некоторых фирм с упрощенной системой налогообложения. К ним относятся компании, развивающие информационные технологии, а так же те, в которых работают люди с ограниченными физическими возможностями.